VIA APPIA ANTICA

Главная
Фотографии
тексты
Аппиева дорога начата в в 312. году до н.э.цензором Аппием Клавдием, она вела из Рима в Капую и далее на юг. Это была первая римская мощеная дорога, своего рода символ той цивилизации. Строили ее из стратегических соображений: она вела в только что присоединенную Кампанию. Викисправка тут(скромная).

Аппиеву дорогу в настоящее время стоит воспринимать как один большой парк, он даже имеет свой сайт: www.parcoappiaantica.org. Если вам предстоит улетать из Рима через аэропорт Чампино, то имеет смысл дойти до этого аэропорта ногами по аппиевой дороге. Это будет километров 13 от центра, но не подумайте, что это много. Я так сделал в мае 2008 и мне даже показалось мало. Лучше всего начать движение часов в шесть, и закончить в районе Чампино на закате, около 21:00. Если, конечно, вылет у вас утром.

Только надо иметь в виду, что дорога основательно застроена, и идет совсем не полями. Во многих местах справа и слева все время что-то будет, так что идти придется по своего рода коридору. Далее: некоторые думают, что там везде древняя римская мостовая. Это направда. Участки римской мостовой очень фрагментарны и идут кусками по 5-20 метров. Остальное: поздняя брусчатка.

Арка ДрузаКак найти. Выход на дорогу легко найти через викимапию, но можно и проще. Начинаем от Колизея и идем на юг до площади Пьяцца ди Порта Капена. Собственно именно тут, от Капенских ворот, дорога изначально и начиналась. Поворачиваем в сторону Пьяццале Нумо Помпилио, пока идем справа будет громоздиться кипичная масса терм Каракаллы. на площади Нумы Помпилия надо быть внимательнее. Строго на юг пойдет Улица Терм Каракаллы, нам не туда. На юго-восток пойдут вилкой две улицы, нам на правую - Via di porta S'Sebastiano. Здесь кончается асфальт и начинается брусчатка - еще не римская. Дорога узка, справа и слева глухие стены, тротуаров нет. Пройдя по ней менее километра, упираемся в Ворота С-Себастьяна. Причем перед воротами будет находиться так называемая Арка Друза. (см. карту)

Для тех, кто совсем не в теме, рисуем карту.

Ворота интересны сами по себе - вроде бы там есть подъем наверх и целый музей, посвещенный городским стенам. Сразу за воротами начинается Via Appia Antica, там даже указатель есть. По левой стороне в стену вмурован первый верстовой столб с надписями Веспасиана и Нервы - кажется, единственный из сохранившихся. далее по дороге я больше ни одного не встречал. Кстати, и этот столб копия. Оригинал стоит на площади Кампидольо.

милевой столб

Далее начинается участок, обруганный путеводителями - там действительно многовато машин и приходится прижиматься к стенам. Предстоит пройти под железной дорогой и перейти реку Каффарелла, которая в античное время называлась Алмон. За рекой очень скоро по правой стороне будет здание туристинформейшена, где можно раздобыть карту и иные бумажки. Важно: сразу за зданием будет поворот направо, там можно найти большой маркет и запастись едой по окраинным ценам: пересекаем бугор, видим большую улицу и идем по ней, пока не упираемся в сквер. Маркет слева, собственно вот тут. Закупаемся хлебом, оливками, моцареллой и вином, и возвращаемся на дорогу.

Кстати, через 200 метров будет развилка. Вам налево. Начиная с этого места дорога выглядит вот так:

Еще с километр вас будут раздражать машины, но в какой-то момент влево уйдет дорога Via Appia Pignatelli и траффик в значительной мере спадет. Этот километр интересен знаменитыми катакомбами: катакомбы С-Каллисто по правой стороне, за Via Appia Pignatelli слева еврейские катакомбы, а потом справа - 4-уровневые катакомбы С-Себастьяна. На все есть указатели.

За Via Appia Pignatelli надо смотреть в основном на лево. Там сперва появится мовзолей Ромула (309 год) - не имеющий отношения к знаменитому Ромулу, а потом за полем хорошо будет видно нечто вроде башни. На самом деле это большой и неплохо сохранившийся Цирк Максенция размерами 250х92 метра (см. на карте). К нему сбоку была пристроена вилла, от которой стались одни фундаменты. Все это огорожено и вход платен.

 

Цирк работает 9:00 -13:00.По понедельникам закрыто. Вход - 2.60 € тел. 067801324

Адрес: Via Appia Antica 153

 

Далее по левой стороне - большой круглый мавзолей Цицилии Метеллы, построенный после 50 года до н.э. Вроде бы, это дочь Марка Красса, сына того самого Красса. В средние века мавзолей превратили в замковую башню и кое-что пристроили сбоку. Напротив - руины цисцерианской церкви Сан-Николо, редкий случай готики в Италии. В 80 метрах от храма раньше стояла колонна третьей мили.

Почти сразу за мовзолеем влево уходит Via Cecilia Metella. Туда уходит остаток автомобильного траффика и далее Апппиева дорога становится почти чисто пешеходной. Примерно в этом месте можно увидеть первый кусок собственно римской мостовой.

Римская мостовая

За мовзолеем уже становятся видны Альбанские горы:

Пока идем по дороге, справа и слева постоянно видим частные виллы. Дорога застроена ими весьма плотно. Выгляддят они как красивые ворота и дорога, уходящая куда-то через парк. Вот так:

Следующие две мили весьма плотно насыщены руинами, но ничего особенно исторического там нет, в основном фрагменты надгробий, вмонтированные в подзние кирпичные стенки. Зато вокруг много сосен и кипарисов, а народу становится все меньше и меньше.

фрагменты надгробия Марка Сервилия

 

.........

Видим большой перекресток. Это налево идет улица Via Erode Attico, а направо Via Tor Carbone. Справа на углу видим колонку - это последняя колонка на дороге, следующая уже очень далеко, тут надо запасаться водой. Чуть впереди справа большая кирпичная колонна, у подножия коей куски мрамора с надписями, в числе коих одно еврейское имя. Слева два сооружения - надгробия 2 века.

Далее справа будет круглый мовзолей, и вроде бы напротив раньше стоял столб 5-й мили. Это был особенный столб, потому что помимо прочего, обозначал границу: тут кончается земля Рима и начинается земля, принадлежащая городу Альба-Лонга. Именно тут проходили конфликты римлян с альбанцами, и именно тут произошел знаменитый поединок Горациев с Куриациями.

Могила трех погибших Куриациев видна слева в виде холмика с остатками круглой башни. (карта) Это самое интересное место на всей дороге, хотя его историчность - сложный вопрос. Чуть дальше справа будет два холма - типа могила погибших Горациев, но про эту совершенно точно известно, что построено задним числом при Октавиане Августе.

Надгробие Куриациев

Римляне встретили Горация ликованием и поздравлениями, и тем большею была их радость, чем ближе были они прежде к отчаянию. Обе стороны занялись погребением своих мертвых, но с далеко не одинаковыми чувствами ≈ ведь одни выиграли власть, а другие подпали чужому господству. Гробницы можно видеть и до сих пор на тех самых местах, где пал каждый: две римские вместе, ближе к Альбе, три альбанские поодаль, в сторону Рима, и врозь ≈ именно так, как бойцы сражались. (Тит Ливий. история Рима от основания города. Книга I)

Несколько дальше слева видим масштабное сооружение - виллу Квинтилиев, хозяева коей вроде бы были убиты императором Коммодом в 182 году.

Далее слева будет кирпичная арка и кусок стены с безголовой статуей:

Затем (1400 метров от надгробия Куриациев) по левой стороне обнаруживаем самый большой мавзолей на всей дороге. Сверху на нем построили виллу. Здесь сооружение зовут Casal Rotondo. (карта) Вроде бы построено при Августе и вроде бы считается мавзолеем Мессало Корвино, консула 31 года до н.э. Далее под дорогой проходит ж/д ветка, а когда-то тут стояла колонна 6-й мили.

Проходим перекресток. Далее до кольцевой имеем безлюдный тихий участок, на котором присутствует только одна башня и несколько кирпичных руин. Отсюда, если присмотреться, слева за полем виден длинный акведук.

В этом месте я устроил себе ночевку 23-го мая 2008 года. Хотя вобще-то там где-то есть знак "ноу кэмпинг". Вечером и ночью народа не было совсем, а вот машины изредка по мостовой проезжали. Кстати, там слева за полем виден римский акведук(вот он).

Дорога в этом месте выглядит вот так(в вечернем и утреннем освещении):

Заметный в кадре поворот вообще редкость на этой дороге. Как правило, она совершенно прямая. Чуть впереди по дороге будет еще один интересный участок римской мостовой. Выглядит он так:

Далее интересная часть дороги как бы заканчивается. Мы пересекаем автобан, который проходит под землей и совершено не виден, минуем еще несколько построек туманного происхождения и метров через пятьсот выходим к перекрестку(вот тут). Если вам на аэродром Чампино, то сворачивайте налево и вы в него упираетесь. Прямо за перекрестком дорога превращается в грунтовку и выглядит вот так:

Что там дальше - не знаю.Бросаем прощальный взгляд назад:

Этот перекресток находится в 11200 метрах (7 миль) от ворот Святого Себастьяна. До аэродрома всего 727 метров(до ресепшена).

Вот и все.